Муниципальное общеобразовательное учреждение с 1 ноября 2011 года стало Муниципальным БЮДЖЕТНЫМ общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 61 Металлургического района города Челябинска. В название блога внесены изменения: МОУ изменено на МБОУ.


6 ноября 2015 года название школы изменено на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 61 города Челябинска" Сокращенно: МБОУ "СОШ № 61 г.Челябинска"


вторник, 1 февраля 2011 г.

Календарь знаменательных дат. Январь - 2011.

Для Вашего внимания, дорогие наши читатели, предлагается "Календарь знаменательных дат". "Январь - 2011" - это первый раздел календаря за 2011 год. Просматривайте информацию о юбилярах писателях и поэтах, знаменитых людях на блоге "Библиотека МОУ 61", на книжной выставке в нашей школьной библиотеке и ... читайте книги!!!

1 (14) января
К 100 - летию со Дня рождения


Анатолий Наумович Рыбаков
(14 января 1911 — 23 декабря 1998)
- русский писатель. Романы о социально-нравственных коллизиях современного производства: «Водители» (1950; Государственная премия СССР, 1951), «Екатерина Воронина» (1955). Социально-психологический роман «Тяжелый песок» (1978). Повести для юношества «Кортик»(1948), «Приключения Кроша» (1960).
В романах «Дети Арбата» (1987), «Тридцать пятый и другие годы» (кн. 1, 1988, кн. 2, «Страх», 1990, кн. 3, «Прах и пепел», 1994) время тоталитарного режима воссоздано через судьбы поколения 30-х гг.; художественный анализ «феномена Сталина». «Роман-воспоминание» (1997). Репрессирован в 1933-36.(Энциклопедия Кирилл и Мефодий)
Анатолий Наумович Рыбаков<, автор романа "Дети Арбата" родился 14 января 1911 года. «Анатолий Рыбаков родился в городе Чернигове, в семье инженера. После окончания школы он поступил на автодорожный факультет Московского института инженеров транспорта. Однако окончить его Рыбаков не успел - по политическому обвинению его выслали из столицы с отметкой в паспорте «минус» (ее обладателю не разрешалось жить в больших городах). Начинаются долгие скитания Рыбакова по стране. Сначала он работает на Дорогомиловском химическом заводе, затем трудиться на автотранспортных предприятиях Башкирии, Калинина, Рязани. По словам писателя: «Это спасло меня от повторного ареста в период разгула репрессий в 37-40-х годах. Став своего рода «бомжем», я как бы выпал из поля зрения «органов», которые все время «подбирали» тех, кто однажды побывал у них в лапах. Спасло меня и то, что, следуя совету одной доброй женщины, жившей тоже на Арбате, близкой знакомой моей матери, все время старался держаться подальше от крупных индустриальных объектов…» В 1941 году Анатолий Рыбаков уходит на фронт рядовым. Войну он закончил в звании майора, в должности начальника автослужбы гвардейского стрелкового корпуса. Первая книга Анатолия Рыбакова - детская приключенческая повесть «Кортик» - была опубликована в 1948 году. Спустя три года Рыбаков уже получил Сталинскую премию за повести «Водители» и «Екатерина Воронина». За последующие годы Рыбаков написал еще несколько книг, каждая из которых имела успех у читателей: «Приключения Кроша» (1960), «Лето в Сосняках» (1964), «Каникулы Кроша» (1966), «Неизвестный солдат» (1970), «Тяжелый песок» (1979) и др. Многие из этих произведений были экранизированы, за что в 1973 году Анатолия Рыбакова удостоили Государственной премии РСФСР в области кинематографии имени братьев Васильевых». Читайте в нашей школьной библиотеке:

Рыбаков, А.Н. Дети Арбата: Роман. / А.Н. Рыбаков; Ред. А.Р. Липкина. – Т.: Изд – во лит и искусства, 1988. – 544 с.
«Роман «Дети Арбата» – это масштабное историко-социальное полотно, написанное неторопливой реалистической кистью художника, поставившую перед собой трудную, но благородную, а подчас и мучительную задачу исследования «белых пятен» на карте истории».




3(15) января
К 120 - летию со Дня рождения



ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ
(1891-1938)


Осип Эмильевич Мандельштам родился 3 (15) января 1891 года в Варшаве. Отец его, Эмилий Вениаминович, потомок испанских евреев, выросший в патриархальной семье и подростком убежавший из дома, в Берлине самоучкой постигал европейскую культуру — Гете, Шиллера, Шекспира, одинаково плохо говорил и по-русски, и по-немецки. Человек с тяжелым характером, он был не очень удачливым коммерсантом и доморощенным философом одновременно. Мать, Флора Осиповна, в девичестве Вербловская, происходила из интеллигентской вильненской семьи, превосходно играла на фортепиано, любила Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского и была родственницей известного историка русской литературы и библиографа С.А. Венгерова. Осип был старшим из трех братьев.
Вскоре после рождения Осипа, его семья перебирается в Павловск близ Петербурга, а затем в 1897 году — в Петербург.
В 1900 году Осип поступает в Тенишевское училище. Большое влияние на формирование юноши во время учебы оказал преподаватель русской словесности Вл. Гиппиус. В училище Мандельштам начал писать стихи, одновременно увлекшись идеями эсеров.
Сразу же после окончания в 1907 году училища, обеспокоенные политической активностью своего сына родители отправляют Осипа в Париж учиться в Сорбонне. Во Франции Мандельштам открывает для себя старофранцузский эпос, поэзию Вийона, Бодлера, Верлена. Знакомится с К. Мочульским и Н. Гумилевым. Пишет стихи и пробует себя в прозе.
В 1909-1910 годы Мандельштам занимается философией и филологией в Гейдельбергском университете. В Петербурге он посещает собрания Религиозно-философского общества, членами которого были виднейшие мыслители и литераторы Н. Бердяев, Д. Мережковский, Д. Философов, Вяч. Иванов.
В эти годы Мандельштам сближается с петербургской литературной средой. В 1909 году он впервые появляется на «башне» Вяч. Иванова. Там же он знакомится с Ахматовой.
В августе 1910 года состоялся литературный дебют Мандельштама — в девятом номере «Аполлона» была напечатана подборка из пяти его стихотворений.
В 1911 году создается «Цех поэтов» членом которого становится и Мандельштам.
В этом же году Мандельштам принял христианство, что позволило ему поступить на романо-германское отделение историко-филологического факультета Петербургского университета. Он посещает лекции и семинары видных ученых-филологов, под влиянием молодого ученого В. Шилейко увлекается культурой Ассирии, Египта, древнего Вавилона. Также поэт становится постоянным посетителем «Бродячей собаки», где иногда выступает со сцены, читая свои стихи.
В 1913 году в издательстве «Акмэ» выходит первая книга Мандельштама «Камень». К этому времени поэт уже отошел от влияния символизма, приняв «новую веру» — акмеизм. Стихи Мандельштама часто печатаются в журнале «Аполлон». Молодой поэт завоевывает известность.
В 1914 году, после отъезда Гумилева на фронт, Мандельштама избирают синдиком «Цеха поэтов».
В декабре 1915 года Мандельштам выпускает второе издание «Камня» (изд-во «Гиперборей»), по объему почти втрое больше первого.
В начале 1916 года в Петроград приезжала Марина Цветаева. На литературном вечере она встретилась с петроградскими поэтами. С этого «нездешнего» вечера началась ее дружба с Мандельштамом, своеобразным «поэтическим» итогом которой стало несколько стихотворений, посвященных поэтами друг другу.
После революции Мандельштам служит мелким чиновником в различных петроградских ведомствах, а в начале лета 1918 года уезжает в Москву.
В феврале 1919 года поэт покидает голодную Москву. Начинаются скитания Мандельштама по России: Москва, Киев, Феодосия...
1 мая 1919 года в киевском кафе «ХЛАМ» Мандельштам знакомится с двадцатилетней Надеждой Хазиной, которая в 1922 году стала его женой.
После целого ряда приключений, побывав во врангелевской тюрьме, Мандельштам осенью 1920 года возвращается в Петроград. Он получает комнату в «Доме искусств», превращенном в общежитие для писателей и художников.
Лето и осень 1921 года Мандельштамы провели в Грузии, где их застало известие о смерти А. Блока, а затем и о расстреле Гумилева.
В 1922-23 годах у Мандельштама выходят три стихотворных сборника: «Tristia» (Берлин, изд-во «Петрополис», 1922, с обложкой работы М. Добужинского), «Вторая книга» (1923), «Камень» (3-е издание, 1923).
Его стихи и статьи печатаются в Петрограде, Москве, Берлине. В это время Мандельштам пишет ряд статей по важнейшим проблемам истории, культуры и гуманизма: «Слово и культура», «О природе слова», «Пшеница человеческая» и др.
Летом 1924 года Мандельштам переезжает из Москвы в Ленинград.
В 1925 году Мандельштам публикует автобиографическую книгу «Шум времени». В 1928 году вышла последняя прижизненная книга стихов Мандельштама «Стихотворения», а чуть позже — сборник статей «О поэзии» (изд-во «Academia») и повесть «Египетская марка».
Большую часть 1930 года Мандельштамы провели в Армении. Результатом этой поездки явилась проза «Путешествие в Армению» и стихотворный цикл «Армения». Из Армении в конце 1930 года Мандельштамы приехали в Ленинград.
В январе 1931 года из-за проблем с жилплощадью Мандельштамы уехали в Москву.
В марте 1932 года за «заслуги перед русской литературой» Мандельштаму назначают пожизненную пенсию в 200 рублей в месяц.
В Москве Мандельштам много пишет. Кроме стихов, он работает над большим эссе «Разговор о Данте». Но печататься становится практически невозможно. За публикацию последней части «Путешествий в Армению» в ленинградской «Звезде» был снят редактор Ц. Вольпе.
В 1933 году Мандельштам побывал в Ленинграде, где были устроены два его вечера. Еще один вечер был организован в Москве в Политехническом музее.
13 мая 1934 года Мандельштам был арестован. Приговор — три года ссылки в Чердыни. После хлопот Ахматовой и Пастернака Чердынь заменяется Воронежем.
После ссылки Мандельштамам жить в Москве и Ленинграде было запрещено. Они скитались вблизи Москвы, жили одно время в Калинине.
Последний раз его арестовали 2 мая 1938 года. В официальном извещении было сказано, что он умер 27 декабря того же года в лагере под Владивостоком.

Читайте в нашей школьной библиотеке:

Мандельштам, О. Э. «Полон музыки, музы и муки…»: Стихи и проза / О. Э. Мандельштам; Составление, вступительная статья и комментарии Б. А. Каца; Редактор И.М. Плестакова; Художник Д.М. Плаксин. – Л.: Советский композитор, 1991. – 144.: ил.
В сборник, издаваемый к 100-летию со Дня рождения О.Э. Мандельштама, включены тридцать стихотворений и ряд фрагментов автобиографической и критической прозы поэта, о котором А. Ахматова сказала: «В музыке Осип был дома, а это крайне редкое свойство.
В собранных текстах с глубоко оригинальной выразительностью запечатлены пристальный интерес Мандельштама к искусству музыки, его слушательские впечатления, его раздумья об органичной включенности музыки в природу, в европейскую культуру, в мироздание.



Мандельштам, О.Э. «Сохрани мою речь…»: Лирика разных лет: Избранная проза / О.Э. Мандельштам; Сост.Б.С. Мягков; Вступ . ст. Л.А. Озерова. – М.: Школа – Пресс, 1994. – 576 с. – (Серия «Круг чтения: Школьная программа»).
Сборник выдающегося представителя русского ренессанса ХХ века – Осипа Мандельштама (1891 - 1938) включает полный свод его лирики, избранные произведения его автобиографической прозы, а также статьи, посвященные проблемам культуры и творчества.
Издание дополнено комментированной биографической хроникой, краткой библиографией.
Для учителей, учащихся и широкого круга читателей.



12 января
К 135 - летию со Дня рождения



Лондон Джек (London, Jack),
настоящие имя и фамилия - Джон Гриффит Лондон,
John Griffith London, 1876-1916

Американский писатель. Джек Лондон родился 12 января 1876 в Сан-Франциско. После рождения мальчику было дано имя Джон Чейни. Лондон - фамилия отчима, разорившегося фермера: когда Джону Чейни было около восьми месяцев, его мать вышла замуж и у будущего писателя появилось новое имя - Джон Гриффит Лондон.
В 1893, поступив на службу матросом, Джон отправился в первое морское путешествие к берегам Японии. В 1894 принимал участие в походе безработных на Вашингтон, после чего месяц просидел в тюрьме за бродяжничество. В 1895 вступил в Социалистическую рабочую партию США, с 1900 (в некоторых источниках указан 1901) - член Социалистической партии США, из которой выбыл в 1914 (в некоторых источниках указан 1916); причиной разрыва с партией в заявлении называлась потеря веры в ее "боевой дух". Самостоятельно подготовившись и успешно сдав вступительные экзамены, Джек Лондон поступил в Калифорнийский университет, но после 3-го семестра, из-за отсутствия средств на учебу, вынужден был уйти. Весной 1897 Джек Лондон поддался "золотой лихорадке" (Gold Rush) и уехал на Аляску. В Сан-Франциско вернулся в 1898, испытав на себе все прелести северной зимы. Вместо золота судьба одарила Джека Лондона встречами с будущими героями его произведений.
Первая литературная работа Джека Лондона - очерк "Тайфун у берегов Японии" получил первую премию и был опубликован 12 ноября 1893. Более серьезно заниматься литературой стал в 23 года после возвращения с Аляски: первые северные рассказы были опубликованы в 1899, а уже в 1900 была издана его первая книга - сборник рассказов "Сын волка". В 1903 молодой писатель посетил Лондон. В 1905 Джек Лондон баллотировался на пост мэра Окленда от Социалистической партии, но избран не был. От политической деятельности отошел после 1910. "В его короткую 40-летнюю жизнь вместились занятия сельским хозяйством на ранчо в Калифорнии; работа в качестве корреспондента во время русско-японской войны, сан-францисского землетрясения 1906 и мексиканской революции; чтение лекций в Гарвардском (Harvard University) и Йельском (Yale University) университетах; постройка парусной яхты "Снарк" (The Snark) и попытка обогнуть на ней земной шар; несколько тяжелых болезней – от цинги до тропической лихорадки – и две женитьбы." (Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа"). Последние годы жизни страдал от алкоголизма. Умер Джек Лондон 22 ноября 1916 (покончил жизнь самоубийством) в Глен-Эллен, недалеко от Сан-Франциско.
Джек Лондон является автором более 200 рассказов, около 400 публицистических произведений, 20 романов, 3 пьес. Наиболее известен цикл произведений "Северная Одиссея" (An Odyssey of the North). Несмотря на популярность в мире, в дореволюционной России творчество Джека Лондона было почти не извество. После 1917 в СССР собрания сочинений Джека Лондона стали переиздавать многомиллионными тиражами, по многим книгам были сняты кино и телефильмы ("Белый клык", "Жажда жизни", "Мексиканец", "Сердца трех", "Кража").
Среди произведений Джека Лондона - романы, повести, рассказы, новеллы, эссе, пьесы, публицистические статьи, очерки, репортажи: "Тайфун у берегов Японии" (1893; очерк), "Сын волка" (The Son of the Wolf; 1900; сборник расказов), "Закон жизни" (The Law of Life; 1901; рассказ), "Письма Клемптона Уэсу" (1901; повесть; совместно с А.Струнской), "Бог его отцов" (1901; сборник рассказов), "Дочь снегов" (A Daughter of the Snows; 1902; роман), "Путешествие на "Ослепительном" (1902), "Дети мороза" (The Children of the Frost; 1902; сборник расказов), "Зов предков" (The Call of the Wild; 1903; повесть), "Люди бездны" (The People of the Abyss; 1903, русский перевод под названием "На дне" - в 1906), "Морской Волк" (The Sea Wolf; 1904, русский перевод - в 1911; роман), "Мужская верность" (1904; сборник расказов), "Война классов" (War of the Classes; 1905; сборник публицистических статей о классовой борьбе в США), "Любовь к жизни" (Love of Life; 1905; рассказ), "Рассказы рыбачьего патруля" (1905; сборник расказов), "Игра" (1905; повесть), "Белый Клык" (White Fang; 1906; повесть), "Луннолицый" (1906; сборник расказов), "Scorn of Women" (1906; пьеса), "До Адама" (1907; повесть), "Любовь к жизни" (Love of Life; 1907; сборник расказов), "Железная пята" (The Iron Heel; 1907-1908, русский перевод - в 1912; роман-утопия), "Костер" (To Build a Fire; 1908; рассказ), "Дорога" (1908), "Мартин Иден" (Martin Eden; 1909, русский перевод - в 1912; роман отчасти автобиографичен; в 1919 В.В.Маяковский инсценировал роман и сыграл в фильме "Не для денег родившийся" главную роль), "Кража" (Theft, 1910, пьеса), "Революция" (1910; сборник публицистических статей о классовой борьбе в США), "Потерявший лицо" (1910; сборник расказов), "Время не ждет" (1910; роман), "Лютый зверь" (1911; повесть), "Рассказы южных морей" (1911; сборник расказов), "Когда боги смеются" (When God Laughs; 1911; сборник расказов), "Smoke Bellew Tales" (1912), "Сын солнца" (1912; сборник расказов), "Храм гордыни" (1912; сборник расказов), "Лунная долина" (The Valley of the Moon; 1913; роман), "Рожденная в ночи" (1913; сборник расказов), "Джон Ячменное Зерно" (John Barleycorn; 1913; автобиографический трактат об алкоголизме), "Сила сильных" (1914; сборник расказов), "Мятеж на "Эльсиноре" (1914; роман), "Алая чума" (The Scarlet Plague; 1915; роман), "Межзвездный скиталец" (The Star Rover; второе название - "Смирительная рубашка"; 1915; роман), "Маленькая хозяйка Большого дома" (The Little Lady of the Big House; 1916, русский перевод - в 1924; роман), "Черепахи Тасмана" (1916; сборник расказов), "Чедри" (1916; роман не окончен), "Красное божество" (опубликован в 1918; сборник расказов), "На циновках Макалоа" (опубликован в 1919; сборник расказов), "Сердца трех" (опубликован в 1920; роман), "Для храбрости" (второе название - "Голландская доблесть"; опубликован в 1922).
Источники информации:
Энциклопедический ресурс rubricon.com (Англо-русский лингвострановедческий словарь "Американа", Энциклопедия российско-американских отношений, Всемирный биографический энциклопедический словарь, Литературный энциклопедический словарь, Российский энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия)
Проект "Россия поздравляет!"

Читайте в нашей школьной библиотеке:

Лондон, Д. Белый Клык: Повесть. / Д. Лондон; Пер. с англ. Н. Волжиной. – М.: Художественная литература, 1975. - 192 с.
Наряду с известнейшими романами, такими как «Мартин Иден» и «Железная пята», Джек Лондон (1876 - 1916) создал блестящие произведения в форме повестей из жизни животных. Среди них особенно полюбилась читателям повесть «Белый Клык», созданная писателем в 1906 году.



Лондон, Д. Зов предков. Белый Клык: Повести. / Д. Лондон; Пер. с англ.; Художник Н.В. Акиншин. – Тула: Приок. кн. изд - во, 1988. – 256 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В книгу замечательного американского писателя Джека Лондона вошли две его знаменитые повести «Белый Клык» и «Зов предков», посвященные жизни Севера. В конце 90-х годов, во время «золотой лихорадки», Д. Лондон побывал на Аляске. Впечатления от поездки и легли в основу многочисленных северных рассказов, принесших автору широкую известность.


Лондон, Д. Мартин Иден: Роман. / Д. Лондон; Пер. с англ. – Свердловск.: Сред. Урал. кн. изд - во, 1983. – 352 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В книгу вошли наиболее известные рассказы знаменитого американского писателя Джека Лондона – «Любовь к жизни», «Мексиканец», «На Сороковой Мил е» и другие.
Роман «Мартин Иден» - одно из наиболее значительных произведений американского писателя Джека Лондона (1876 - 1916). В автобиографическом романе (1909) Д. Лондон повествует о судьбе талантливого писателя. Высокие гуманистические идеалы и принципы его творчества несовместимы с духом наживы, культом доллара, которые царят в буржуазной Америке. В трагической гибели своего героя автор как бы провидит судьбу многих американских писателей, не примирившихся с капитализмом.


Лондон, Д. Любовь к жизни: Рассказы. / Д. Лондон; Пер. с англ.; Предисл. Б. Полевого; Составление и послесловие В. Быкова; Рис. В. Цигаля. – М.: Детская литература, 1984. – 271 с.: ил. – (Школьная библиотека).
В сборник выдающегося американского писателя Джека Лондона (полное имя Джон Гриффит Лондон) вошли любимые юными читателями рассказы «Любовь к жизни», «Мексиканец» и другие, в которых прославляется мужество и отвага простых людей.


Лондон, Д. Лунная долина. Сердца трех: Романы. / Д. Лондон; Пер. с англ.; Послесл. А.М. Зверевыа; Ил. Р.Ж. Авотина. – М.: Правда, 1990. – 768 с.: ил.
В книгу вошли два романа известного американского писателя Джека Лондона, созданные в самом конце его творческого пути. «Лунная долина» (1913) – самое значительное из всего, что Лондон писал на закате своей литературной деятельности. «Сердца трех» (1914) – произведение чисто экспериментальное. Писателя увлек кинематограф, который в ту пору стремительно завоевывал популярность и статус самого современного искусства. Рождался новый художественный язык. Лондон попробовал перенести в прозу необычные приемы изображения, найденные творцами первых кинолент. Такая попытка показала, что Лондону был присущ удивительный дар открывать такие способы повествования, которым суждено большое будущее.


Лондон, Д. Рассказы. / Д. Лондон; Пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1986. – 272 с.: ил.
В книгу вошли наиболее известные рассказы знаменитого американского писателя Джека Лондона – «Любовь к жизни», «Мексиканец», «На Сороковой Миле» и другие.




15 (27) января
К 185 - летию со Дня рождения


Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович
(наст. фамилия Салтыков, псевд. «Н. Щедрин») (1826-1889).
Выдающийся рус. писатель-сатирик и поэт, классик отечественной лит-ры. Род. в с.Спас-Угол (Калязинского уезда Тверской губ.), учился в моск. Дворянском ин-те, окончил Царскосельский лицей. В молодости был близок к кружку М. Петрашевского, был арестован, допрошен и выслан в Вятку; впоследствии служил гос. чиновником, вице-губернатором Рязани (1858-60), Твери (1860-62); в 1862 г. вышел в отставку; на короткий срок вернулся к гос. деятельности и окончательно отошел от нее в 1868 г. Печатался с 1841 г., тесно сотрудничал с журналами прогрессивного демократического направления, редактировал (после смерти Н. А. Некрасова) «Отечественные записки».
Обычно безоговорочно причисляемый к строго реалистическому направлению (в к-ром действительно выдержаны мн. его знаменитые произв.), С. вместе с тем охотно прибегал к гиперболическим приемам письма, фантаст. преображению действительности. Фантаст. гротеск неоднократно взрывает будничное течение событий в казавшемся дотоле чисто реалистическим и вполне правдоподобным повествовании — цикл р-зов «Помпадуры и помпадурши» (1873), сон героя в «Дневнике провинциала в Петербурге» (1872; 1873), ряд эпизодов в повести «Современная идиллия» (1877-83; 1883) и др. Однако в полной мере талант С. — фантаста раскрылся в самом значительном произв. писателя — романе «История одного города» (1869-70; 1870). Здесь зло и горестно утрируются, расцвечиваются самыми необычными красками и подробностями не столько даже события былой истории, сколько, по саркастическому выражению автора, вообще «те характеристические черты рус. жизни, которые делают ее не вполне удобною»; а образ градоначальника Угрюм-Бурчеева («разрушил старый город и построил др. на нов. месте», мечтал о создании «собственного моря» и о грядущем «великом изобилии звонкой монеты, которую... глуповцы презирают и бросают в навоз») представляет собой грозное и дальновидное предупреждение насчет тоталитаризма, предваряющее антиутопии 20 в. В целом влияние романа на развитие сов. сатирической НФ трудно переоценить.

Читайте в нашей школьной библиотеке:

Салтыков – Щедрин, М.Е. Избранные сочинения. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Пузиков; Вступ. ст. А. Туркова; Сост. Сказок, раздела «Приложение», примеч. А. Соболева и Л. Соболева. – М.: Художественная литература, 1989. – 557 с. : ил. – (Библиотека учителя).
В книгу «Избранные сочинения» русского писателя – сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина (1826 – 1889 ) вошли романы «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки.
Издание сопровождается вступительной статьей, примечаниями, приложением и иллюстративным материалом, предназначенными в помощь учителю для подготовки и проведения уроков.



Салтыков – Щедрин, М.Е. Господа Головлевы. Сказки. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Сост., послесл., примеч. А.А. Жук. – М.: Просвещение, 1987. – 304 с. : ил. –Школьная библиотека).
В сборник включены роман Е. М. Салтыкова – Щедрина «Господа Головлевы» и его сказки, относящиеся к лучшим образцам мировой сатиры.
Книга предназначена учащимся старших классов.



Салтыков – Щедрин, М.Е. История одного города. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Вступит. ст. Д. Николаева; Ил. М. Мазрухо. – М.: Художественная литература, 1970. – 237 с. : ил. – (Народная библиотека).
В книгу вошел роман Е. М. Салтыкова – Щедрина «История одного города» , а также вступительная статья Д. Николаева и приложение.





Салтыков – Щедрин, М.Е. Пошехонская старина. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Вступит. ст. С. Макашина; Ил. А. Ванециана. – М.: Правда, 1980. – 576 с. : ил.
«Пошехонская старина» Е. М. Салтыкова – Щедрина (1826 - 1889) – крупнейшее произведение русской литературы о крепостном строе и вместе с тем, великий художественный суд над этим строем писателя – демократа.



Салтыков – Щедрин, М.Е. Сказки. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Сост., вступ. ст. и прим. М. Горячкиной; Рис. Н. Муратова - Переизд. – Л.: Детская литература, 1989. – 158 с.: ил. – (Школьная библиотека).
Комментированное издание для средней школы Михаила Евграфовича Салтыкова - Щедрина (1826 - 1889), великого русского писателя-сатирика, демократа - просветителля. В сборник вошли знаменитые сказки - своеобразный итог творчества писателя. Все, что было вложено в другие произведения, сильно и сжато обобщено в сатирических миниатюрах "Сказок", блещущих всеми красками щедринского таланта и языкового мастерства.


Салтыков – Щедрин, М.Е. Избранное. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Ил. А.С. Плаксина; Ред. Г. Ф. Фролова. – М.: Правда, 1987. – 480 с.: ил.
В настоящее издание вошел роман выдающегося русского писателя М.Е. Салтыкова – Щедрина «Современная идиллия», а также его сказки.





Салтыков – Щедрин, М.Е. Сказки. Рассказы. / М. Е. Салтыков – Щедрин; Ил. Н. Муратова - Переизд. – М.: Правда, 1989. – 416 с.: ил.
В сборник русского писателя – сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина (1826 – 1889 ) вошли сказки, а также рассказы, очерки и сатиры разных лет.






Читайте произведения Салтыкова - Щедрина М.Е.
http://az.lib.ru/s/saltykow_m_e/

16 января
К 170 - летию со Дня рождения



Ключевский, Василий Осипович - знаменитый историк (родился 16 января 1841 г., умер 12 мая 1911 г.), сын сельского священника Пензенской епархии. Учился в пензенском духовном училище и пензенской духовной семинарии. В 1861 г., преодолев трудные материальные обстоятельства, поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Н.М. Леонтьева, Ф.М. Буслаева, Г.А. Иванова , К.Н. Победоносцева , Б.Н. Чичерина , С.М. Соловьева . Под влиянием особенно двух последних ученых определились и собственные научные интересы Ключевского. В лекциях Чичерина его пленяла стройность и цельность научных построений; в лекциях Соловьева он познал, по собственным его словам, "какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет." Его кандидатская диссертация написана на тему: "Сказания иностранцев о Московском государстве". Оставленный при университете, Ключевский выбрал для специального научного исследования обширный рукописный материал житий древнерусских святых, в котором надеялся найти "самый обильный и свежий источник для изучения участия монастырей в колонизации Северо-Восточной Руси". Упорный труд над колоссальным, рассеянным по многим книгохранилищам, рукописным материалом не оправдал первоначальных надежд Ключевского. Результатом этого труда была магистерская диссертация: "Древнерусские жития святых как исторический источник" (М., 1871), посвященная формальной стороне житийной литературы, ее источников, образцов, приемов и форм. Мастерское, истинно научное исследование одного из крупнейших источников нашей древней церковной истории выдержано в духе того строго-критического направления, которое в церковно-исторической науке середины прошлого столетия далеко еще не было господствующим. Для самого автора пристальное изучение житийной литературы имело и то значение, что из нее он извлек много блещущих, как алмаз, крупиц живого исторического изображения, которыми Ключевский с неподражаемым искусством воспользовался в характеристиках разных сторон древнерусской жизни. Занятия магистерской диссертацией вовлекли Ключевского в круг разнообразных тем по истории церкви и русской религиозной мысли, и на эти темы появился ряд самостоятельных статей и рецензий; из них наиболее крупные: "Хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря", "Псковские споры", "Содействие церкви успехам русского гражданского порядка и права", "Значение преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства", "Западное влияние и церковный раскол в России ХVII века". В 1871 г. Ключевский был избран на кафедру русской истории в Московской духовной академии, которую занимал до 1906 г.; в следующем году начал преподавать в Александровском военном училище и на высших женских курсах. В сентябре 1879 г. он был избран доцентом Московского университета, в 1882 г. - экстраординарным, в 1885 г. - ординарным профессором. В 1893 - 1895 годах, по поручению императора Александра III , читал курс русской истории великому князю Георгию Александровичу ; в Абас-Тумане с 1900 по 1911 г. преподавал в училище живописи, ваяния и зодчества; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности Академии Наук; в 1905 г. участвовал в комиссии о печати под председательством Д.Ф. Кобеко и в особом совещании (в Петергофе) об основных законах; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора, захватывавшего внимание аудитории силой научного анализа, даром яркого и выпуклого изображения древнего быта и исторических деталей. Глубокая начитанность в первоисточниках давала обильный материал художественному таланту историка, любившему из подлинных выражений и образов источника создавать меткие, сжатые картины и характеристики. В 1882 г. вышла отдельной книгой печатавшаяся сначала в "Русской Мысли" докторская диссертация Ключевского, знаменитая "Боярская Дума древней Руси". В этом своем центральном труде специальную тему о боярской думе, "маховом колесе" древнерусской администрации, Ключевский связал с важнейшими вопросами социально-экономической и политической истории Руси до конца XVII века, выразив таким образом, то цельное и глубоко продуманное понимание этой истории, которое легло в основание его общего курса русской истории и специальных его исследований. Ряд капитальных вопросов древнерусской истории - образование городовых волостей вокруг торговых центров великого водного пути, происхождение и сущность удельного порядка в северо-восточной Руси, состав и политическая роль московского боярства, московское самодержавие, бюрократический механизм Московского государства XVI - XVII веков, - получил в "Боярской Думе" такое решение, которое отчасти стало общепризнанным, отчасти послужило необходимой основой разысканий последующих историков. Напечатанные затем (в 1885 и 1886 годах) в "Русской Мысли" статьи "Происхождение крепостного права в России" и "Подушная подать и отмена холопства в России" дали сильный и плодотворный толчок полемике о происхождении крестьянского прикрепления в древней Руси. Основная мысль Ключевского, что причин и оснований этого прикрепления надо искать не в указах московского правительства, а в сложной сети экономических отношений крестьянина-порядчика к землевладельцу, постепенно приближавшей положение крестьянства к холопству, встретила сочувствие и признание со стороны большинства последующих исследователей и резко отрицательное отношение со стороны В.И. Сергеевича и некоторых его последователей. Сам Ключевский в полемику, порожденную его статьями, не вмешивался. В связи с исследованием экономического положения московского крестьянства появилась его статья: "Русский рубль XVI - XVIII веков, в его отношении к нынешнему" ("Чтения московского общества истории и древностей", 1884). Статьями "О составе представительства на земских соборах древней Руси" ("Русская Мысль" 1890, 1891, 1892 годов), давшими совершенно новую постановку вопросу о происхождении земских соборов XVI века в связи с реформами Ивана Грозного , закончился цикл крупнейших исследований Ключевского по вопросам политического и социального строя древней Руси ("Опыты и исследования". Первый сборник статей. М., 1912). Талант и темперамент историка-художника направлял Ключевского и на темы из истории духовной жизни русского общества и его выдающихся представителей. К этой области относится ряд блестящих статей и речей о С.М. Соловьеве, Пушкине , Лермонтове , И.Н. Болтине , Н.И. Новикове , Фонвизине , Екатерине II , Петре Великом (собраны в 2-м Сборнике статей Ключевского, "Очерки и речи", М., 1912). В 1899 г. Ключевский издал "Краткое пособие по Русской истории" как "частное издание для слушателей автора", а в 1904 г. приступил к изданию полного курса, уже давно получившего широкое распространение в литографированных студенческих изданиях. Всего вышло 4 тома, доведенных до времени Екатерины II. Как в монографических своих исследованиях так и в "Курсе" Ключевский дает свое строго субъективное понимание русского исторического процесса, совершенно устраняя обзор и критику литературы предмета, ни с кем не вступая в полемику. Подходя к изучению общего хода русской истории с точки зрения историка-социолога и находя общенаучный интерес этого изучения "местной истории" в раскрытии "явлений, обнаруживающих разностороннюю гибкость человеческого общества, его способность применяться к данным условиям", усматривая основное условие, направлявшее смену главных форм нашего общежития, в своеобразном отношении населения к природе страны, Ключевский выдвигает на первый план историю политического социально-экономического быта. Он оговаривается при этом, что полагает в основу курса факты политические и экономические по их чисто методологическому значению в историческом изучении, а не по их действительному значению в существе исторического процесса. "Умственный труд и нравственный подвиг всегда останутся лучшими строителями общества, самыми мощными двигателями человеческого развития". И на страницах "Курса" художественный талант Ключевского выразился в ряде блестящих характеристик исторических деятелей и в обрисовке идейной стороны многих исторических моментов, выступающих перед читателем во всей своей жизненной цельности. Из специальных курсов Ключевского напечатана уже по смерти его "История сословий в России" (М., 1913). Получил распространение в литографированном издании его курс "Терминология русской истории". Всестороннюю оценку научной и преподавательской деятельности Ключевского см. в сборнике "Ключевский, характеристики и воспоминания" (М., 1912). Общество Истории и Древностей при Московском университете посвятило памяти Ключевского 1-ю книгу своих "Чтений" за 1914 г

Читайте в нашей школьной библиотеке:

Ключевский, В.О. Краткое пособие по русской истории. / В.О. Ключевский. – М.: Рассвет, 1992. – 192 с.
Этот сжатый курс русской истории от ее начала до 1907 г. пользовался в начале нашего века большой популярностью: изданный для слушателей автора он до 1917 года выдержал восемь изданий, но в советское время не выпускался. Знаменитый русский историк, замечательный ученый Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911) не стремился здесь конспективно изложить всю русскую историю. Его принцип: не обо всем понемногу, а только о главном (важнейших событиях и проблемах) сжато, но основательно. Таким образом, читатель может по этому пособию познакомиться со взглядами историка на главные проблемы русской истории. Рассчитана книга на любого читателя, который небезразлично относится к истории России, к русской исторической мысли.


Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. / В.О. Ключевский; Сост., вступ. Ст. и примеч. В.А. Александрова; Ред. Е.М. Кострова. – М.: Правда, 1991. – 624 с.
В сборник избранных произведений известного русского историка В.О. Ключевского включены лекции и статьи о выдающихся деятелях прошлого – Сергии Радонежском, Иване Грозном, Петре I, С.М. Соловьеве и др.



24 января
К 235 - летию со Дня рождения



ГОФМАН, ЭРНСТ ТЕОДОР АМАДЕЙ (Hoffman, Ernst Theodor Amadeus)
(1776–1822)
, немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма. Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.
Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительны сборники рассказов Фантазии в манере Калло (Fantasiestcke in Callots Manier, 1814–1815), Ночные рассказы в манере Калло (Nachtstcke in Callots Manier, 2 vol., 1816–1817) и Серапионовы братья (Die Serapionsbrder, 4 vol., 1819–1821); диалог о проблемах театрального дела Необыкновенные страдания одного директора театров (Seltsame Leiden eines Theaterdirektors, 1818); рассказ в духе волшебной сказки Крошка Цахес по прозванию Циннобер (Klein Zaches, genannt Zinnober, 1819); и два романа – Эликсир дьявола (Die Elexiere des Teufels, 1816), блистательное исследование проблемы двойничества, и Житейские воззрения кота Мурра (Lebensansichten des Kater Murr, 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебная сказка Золотой горшок (Die Goldene Topf), готическая повесть Майорат (Das Mayorat), реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, Мадемуазель де Скюдери (Das Frulein von Scudry) и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях – как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы – Сказкок Гофмана (1870) Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера Ундина (Undine), впервые поставленная в 1816; среди его сочинений – камерная музыка, месса, симфония. Как музыкальный критик он проявил в своих статьях такое понимание музыки Л.Бетховена, каким могли похвастать немногие из его современников. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою Крейслериану в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.

Читайте в нашей школьной библиотеке:

Гофман Э.Т. А. Маленький Цахес по прозванию Циннобер: Повесть - сказка. / Э.Т.А. Гофман; Пер. с нем. С. Апта; Рис. Н. Гольц – М.: Детская литература, 1978. – 126 с.: ил.
Сатирическая повесть – сказка крупнейшего немецкого писателя – романтика Э.Т. А. Гофмана (1776 - 1822).

Комментариев нет:

Отправить комментарий